ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  "ИНТЕЛЛЕКТ" 

 

 

День Конституции Республики Ингушетия.

27 февраля 2014 г.

                                                          

    «Государство без Конституции сродни несостоявшейся,    беспорядочной семье, потому нам нужно беречь каждый     пункт нашей Конституции, уважать свои законы,     жить по ним..»      Суламбек Ахметович Мамилов   (кинорежиссер)  

27 февраля 1994 года имеет особое значение в истории ингушского народа, в этот день на всеобщем референдуме был принят Основной закон Республики Ингушетия.

День Конституции республики Ингушетия отмечают с 27 февраля 2010года, согласно указа Президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.

 

Конституция - это основополагающий документ, устанавливающий правовое поле для деятельности всех государственных и общественных институтов, всех граждан.  В ней определяются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а так же в упорядочиваются  структуры и  разграничиваются полномочия органов государственной власти.

Термин «конституция» происходит (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) и употреблялся еще античными мыслителями (так назывался один из видов декретов римских императоров). В эпоху феодализма вместо термина  «конституция» применялась формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако,  ни в античном мире, ни в средние века,  современного понятия конституции не было. Не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности. Теоретическое обоснование необходимости такого акта, как разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс).

Высшая юридическая сила конституции означает, что все осталь­ные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответ­ствовать ей, иначе они недействительны. 

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.  Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим пред­ставительным органом (парламентом) квалифицированным большинст­вом голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифи­цированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум.

Главное назначение конституций – это выражение воли и интересов, как всего многонационального народа, его  самоопределение, а так же  учет специфики и особенностей государственного устройства.

Классическая мировая схема Конституций состоит из: преамбулы или введения; основной части (основное содержание); заключительной и переходные положения

Преамбула (от лат. preambulus – идущий впереди; англ. – preamble; фр. – preambule) – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта. Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его принятия. Из преамбулы, как правило, видно, от чьего имени провозглашается конституция, как она принята; каковы приоритеты государственного и общественного развития; могут быть включены ссылки на иные нормативные правовые акты, декларации, договоры.

Традиционно в конституциях  устанавливается фундаментальное положение о том, что республика выражает волю и интересы всего многонационального народа данной республики. Наряду с этим в некоторых из них специально оговаривается, что эти республики образованы в результате реализации народами и нациями права на самоопределение. Так же  в Конституциях есть главы, регламентирующие правовой статус соответствующей республики или ее административно-территориальное устройство, а так же содержатся главы, регламентирующие статус столицы и государственных символов.   Как и подобает классической конституции, замыкают конституционные тексты  республик главы о порядке принятия республиканской конституции, вступления в силу, о порядке внесения в нее изменений и дополнений (либо поправок и пересмотра).

 

 

4 июня 1992 года была образована Ингушская Республика (с 27 февраля 1994 года – Республика Ингушетия). С развалом СССР и с принятием Верховным Советом РСФСР от 4 июня 1992 года Закона «Об образовании в составе Российской Федерации Ингушской Республики», появилась необходимость в создании и принятии республиканской конституции.   

Государственное строительство Ингушетии осуществлялось не только в чрезвычайно трудных условиях региона, раздираемого конфликтами и кризисами, перенасыщенного беженцами, с резко превосходящим среднероссийский уровень социально-экономическим неблагополучием и криминалом. Создание основ государственности республики шло на фоне тяжелого положения России, переживающей беды постсоветского периода, который характеризуется не бесконфликтными процессами формирования российской государственности, становления федеративных отношений, закрепленных в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.).

Процесс подготовки проекта Конституции прошел ряд этапов и имел свои особенности, проблемы и трудности. Для подготовки проекта Конституции  на съезде народов Ингушетии была образована комиссия, председателем которой был назначен Президент Ингушской  Республики Р.С.Аушев. Непосредственное руководство по организации работы над проектом Конституции было возложено на Келигова М.Ю., Дзагиева М-Г.О. и  Келигова  К. Ю. (Келигов М.Ю., Дзагиев М-Г.О  были направлены в Москву для участия в Конституционном совещании, на котором рассматривался проект Конституции Российской Федерации. Это позволило разработать методику и пути составления проекта Конституции Ингушской Республики).

Осенью 1993 года было созвано Конституционное Собрание в составе съезда народов Ингушетии  и Конституционной Ассамблеи Ингушской Республики. В состав Конституционного Собрания  вошли Дзагиев М-Г.О., Мальсагов А.А., Льянов У. М., Келигов К.Ю., Албаков Д.Х., Горданов Б.М., Хашагульгов И.Ю., Толдиев В.Ю., Пошев А.О., Цечоев И.С.     Это Собрание было призвано заниматься вопросами создания и разработки проекта республиканской Конституции, ее опубликованием и утверждением. В виду отсутствия опыта подготовки подобного рода правовых документов,  научных и исследовательских институтов и коллективов, при разработке проекта Конституции участники Конституционного Собрания столкнулись со многими проблемами. Текст проекта  Конституции впервые был опубликован в республиканской общественно-политической газете «Сердало».  Предложения, поступавшие от населения, были различными. После публикации текста первого и второго варианта проекта поступил целый ряд критических замечаний и предложений. Главные из них касались проблем собственности на землю, определения границ, организации и системы органов государственной власти, взаимоотношений религии и государства и т.д.  

Конституционным Собранием были рассмотрены и в основном учтены замечания и предложения, поступившие от населения.  В результате неоднократных обсуждений из проекта Конституции были исключены «крайние» формулировки, более конкретными стали статьи, касающиеся вопросов национально-государственного статуса Республики Ингушетия, ее взаимоотношений с Российской Федерацией. Удалось найти компромиссное решение по статье, устанавливающей место религии в системе государственных и общественных институтов.

 

Конституция республики Ингушетия построена по классическому принципу:

 состоит из преамбулы, раскрывающей принципы и исторические условия становления государственности республики, разделов и глав, посвященных основам конституционного строя, основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, организации государственной власти, государственным символам и столице, заключительным положениям и порядку внесения изменений и дополнений в конституцию.

Конституция Республики Ингушетия состоит из преамбулы: "Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, утверждая свободу, права и обязанности человека и гражданина, принимаем Конституцию Республики Ингушетия и провозглашаем ее Основным Законом";

11 глав:

·    Основы конституционного строя

·    Права и свободы человека и гражданина

·    Система органов государственной власти

·    Глава Республики Ингушетия

·    Народное Собрание Республики Ингушетия

·    Правительство Республики Ингушетия

·    Судебная власть и прокуратура

·    Местное самоуправление и народное представительство

·    Государственные символы и столица Республики Ингушетия

·    Административно-территориальное устройство

·    Конституционные поправки и пересмотр конституции

Всего 114 статей.

 

Так в ст. 1 Конституции Республики Ингушетии определяется, что «Республика Ингушетия – демократическое, правовое, светское государство, образованное на основе реализации народом Ингушетии своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение».

 

В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума. Так же определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях, это могут быть Глава Республики,  депутаты законодательного (представительного) органа, Правительство, Конституционный суд. Правом законодательной инициативы могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.    

В конституции Республики Ингушетия заложены нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным органом (главы об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции).

Конституция Республики Ингушетия за годы существования претерпела немало изменений. В течение 15 лет в нее внесены около 30 поправок (даже текст преамбулы подвергался изменению).

Согласно Конституции Республика Ингушетия была провозглашена  демократическим, правовым, светским государством, образованным на основе реализации народом  своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение. Были сформированы органы государственной власти и управления, созданы исполнительно-распорядительные органы – администрации районов, городов, сел, станиц. В Основном Законе Республики Ингушетия были установлены основы конституционного строя вновь образованного субъекта федерации, продекларированы права и свободы человека и гражданина, была определена система органов государственной власти, разграничены полномочия между институтами власти и т.д.

 

Согласно Конституции Ингушетии Главой республики   может быть гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственными языками Ингушетии, и   обладающий избирательным правом. Глава  избирается депутатами Народного Собрания  сроком на 5 лет (не более чем на два срока подряд). Глава выступает гарантом Конституции, прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности Ингушетии. Он представляет республику во внутренних и международных отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов, их взаимодействию с государственными органами РФ и ее субъектов. Наиболее важные полномочия президента:

·    обладает правом законодательной инициативы, вправе участвовать в работе парламента Ингушетии, вносить для безотлагательного обсуждения любой вопрос, входящий в компетенцию законодательного органа, подписывает и обнародует республиканские законы, обладает правом вето;

·    представляет не реже одного раза в год доклад парламенту о положении в республике, обращается с посланиями к парламенту и с обращениями к народу;

·    может принять решение о роспуске парламента и назначении новых выборов, в случае если Верховный Суд Ингушетии даст заключение о нарушении законодательным органом основных положений Конституции, а так же,  если конфликт законодательной и исполнительной властей создаст кризисную ситуацию, угрожающую государственной и общественной безопасности;

·    издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории;

·    руководит осуществлением внешней политики Ингушетии, ведет переговоры и подписывает межреспубликанские и международные договоры и соглашения;

·    принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности , формирует и возглавляет Совет Безопасности Ингушетии;

·    вводит чрезвычайное положение на территории Ингушетии или в отдельных ее местностях;

·    представляет парламенту республики для утверждения кандидатуру Председателя правительства И., формирует состав правительства и вправе решать вопрос об его отставке, назначает и освобождает членов правительства;

·    вправе председательствовать на заседаниях правительства;

·    отменяет акты правительства, решения местных органов власти в случае их противоречия Конституции, законам и интересам республики;

·    принимает отставку правительства;

·    назначает и освобождает от должности глав администраций районов и населенных пунктов;

·    принимает решение о проведении всенародных референдумов и др.

 

 

 

 

 

Высшим законодательным органом власти декларировался Парламент Республики Ингушетия именуемым Народное Собрание (Халкъа Гулам). В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Ингушетия Народное Собрание является единственным законодательным и представительным органом государственной власти республики. Народное собрание состоит из 27  (часть 1 в ред. Закона РИ от 18.10.2007)  депутатов, избираемых сроком на 4 года; является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом.  Народное Собрание

·    принимает законы Ингушетии,  вносит в них изменения и дополнения;

·    вносит поправки в Конституцию Ингушетии и принимает конституционные законы;

·    устанавливает порядок организации и деятельности органов местной власти и управления; принимает решения по вопросам территориального устройства;

·    утверждает республиканский бюджет и отчет о его выполнении, заслушивает отчеты Пенсионного фонда республики;

·    утверждает программы социально-экономического и культурного развития; утверждает Председателя Правительства Ингушетии по представлению Главы Республики;

·    ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключенные от имени республики;

·    отменяет решения местных органов власти и управления, противоречащие законодательству республики;

·    подтверждает или отменяет акты Главы о введении чрезвычайного положения;

·    выбирает Главу республики Ингушетия  и депутатов Народного Собрания;

·    возбуждает производство об отрешении Главы от должности (само отрешение производится в Ингушетии референдумом) и др.

 

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Республики Ингушетия. Главой правительства является Председатель Правительства Республики Ингушетия, назначаемый Главой республики с одобрения Народного Собрания.

Вновь образованное правительство представляет на рассмотрение президента программу предстоящей деятельности и не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Народным Собранием.

Правосудие в Ингушетии  осуществляют Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, районные и городские суды.

Местную власть и управление в Ингушетии образуют исполнительно-распорядительные органы - администрации районов, городов, сел, станиц, иных административно-территориальных единиц.

В Ингушетии признается и гарантируется местное самоуправление - деятельность граждан в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы, референдумы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Однако некоторые ее нормы специфичны. Например, согласно ст. 10 Конституции, земля, недра, другие природные ресурсы на территории Ингушетии являются ее собственностью (таким образом, в этой сфере исключаются, во-первых, федеральная собственность, во-вторых, возможность частной и иных форм собственности, что разрешено Конституцией РФ). Земельные отношения в Ингушетии регулируются республиканским законодательством, в то время как по Конституции РФ это вопрос совместного ведения РФ и ее субъектов.

Столица республики Ингушетия

После того, как республика Ингушетия стала самостоятельным субъектом, ее столицей был провозглашен город Назрань (ингуш. Наьсара). Это был  самый крупный город республики ( его население по данным 2006-го года составляло 130 тысяч человек).

 8 декабря 2000 года был принят закон «О присвоении столице Республики Ингушетия наименования Магас»

 

Символы республики

 

Главные государственные символы Республики Ингушетия – флаг и герб - появились только примерно через 2 года после того, как было провозглашено образование самой республики – то есть, в 1994 году.

Гимн республики Ингушетия.

 27 августа 1993 года на общенародном съезде Республики Ингушетия было решено создать Государственный Гимн Ингушетии. На этом же съезде были озвучены стихи ингушского поэта Рамзана Цурова, которые были призваны лечь в основу Гимна.
Вскоре, в том же 1993 году ингушским композитором Р.М. Зангиевым была написана музыка к стихам Цурова. Впоследствии, Парламент Ингушской Республики официально утвердил государственный Гимн Ингушетии, на слова ингушского поэта Рамзана Цурова и музыки Руслана Зангиева. Официальный текст гимна Республики Ингушетия

 

Лоамий мехка хозагІа дола дакъа ДІа а лаьца улл хьо, ГІалгІайче, Курра йолаш никъ хьо хьай дІахо Дуне мел латт яха хьо, ГІалгІайче. АллахI — Даьла, низ ба ГІалгІайченна, Везан — Даьла, йоахае ГІалгІайче. Лаьтта даттІал йоккха я човнаш, МоастагІаша хьа дегІа яьраш. Эздий хилба хьа керахьа къонгаш, ЧІир леха, бохабе гІаьраш. АллахI — Даьла, низ ба ГІалгІайченна, ЧІир леха низ ба ГІалгІайченна. Дунен чухьа лехаргьяц атто, Деза вайна хьагI йоаца вахар. Лаьтта оахаш дахаргда лаьтта, Низ кхоаче из лаьтта аха. АллахI — Даьла, низ ба ГІалгІайченна, Лаьтта аха низ ба ГІалгІайченна. Бокъонга сатувс хьа уйлаша, Дог, тов мо, леталу хьа чІоагІа Тха Даьхе, хьо массаза хийла Кортамукъа, дех Даьлага оаха. АллахI — Даьла, низ ба ГІалгІайченна, Кортамукъа халлийта ГІалгІайче!    

    Флаг Ингушетии

Флаг республики представляет собой белое полотнище с зелеными полосами по верхнему и нижнему краю и с красным солярным знаком в центре. Знак выполнен в форме круга, от которого отходят  три луча, направленные против движения часовой стрелки, каждый из которых имеет в конце полукружие – это символ того, что Земля и Солнце находятся в вечном движении, а все сущее на земле взаимосвязано и бесконечно.

Автором флага Ингушетии является Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов – профессор,  ученый, занимающийся фольклором, возглавляющий НИИ им. Ч. Ахриева, занимавшийся разработкой одного из главных государственных символов страны в течение полугода – с января по июнь 1994 года.

Официально флаг был утвержден 15 июня 1994 года.

 

    Герб Ингушетии

 

Официальный герб Ингушетии представляет собой круг, центральную часть которого занимает орел с раскинутыми крыльями, символизирующий благородство, мужество, мудрость и верность. Кроме того, на гербе Ингушетии изображена боевая башня – символ как древней Ингушетии, так и нового государства, и горы – Столовая гора и Казбек. Над башней и горами изображено солнце с семью сходящими вниз лучами. Внизу по центру расположен тот же солярный знак, что и на флаге государства, символизирующий бесконечность сущего и вечное движение Земли и Солнца. Вверху и внизу круга имеются надписи «Республика Ингушетия» на русском и ингушском языках.

День принятия государственного герба Республики Ингушетия – 26 августа 1994 года

 


 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.